Банк знаний
n01
23.11.2022
Проблема кибербуллинга в России
Кибер-«сюрприз»
И, к сожалению, неприятный. Представьте ситуацию: утром звонит будильник, вы берёте в руку телефон, еще не привыкшие к свету глаза пытаются сфокусироваться: на экране десятки, сотни сообщений от неизвестных номеров, сердце подскакивает куда-то к горлу. Кликаете на любое - оскорбление. В панике открываете следующее: ваш точный домашний адрес, а следом угроза - вам и вашей семье. Бесконечный поток уведомлений от банков, вашей стоматологии, госуслуг, социальных сетей: аккаунты и личные кабинеты настойчиво пытаются взломать.
Это называется кибербуллинг - цифровая агрессия, «буллить» в сети - то есть угрожать, насмехаться, запугивать - могут по разным причинам: поводом становится национальность, внешность или просто личная неприязнь. Интернет дал возможность безнаказанно оскорблять людей: анонимно, соблюдая «социальную дистанцию». Но дистанцироваться от этого эмоционально получается не у всех, тем более, кибербуллинг в последнее время приобретает пугающие масштабы, выходящие за пределы интернет.
С началом СВО появился новый, изощрённый способ преследования: в специальных телеграм каналах публикуют персональные данные российских военных и журналистов, которые освещают конфликт. Фотография, номер телефона, ссылка на страницу в социальных сетях, домашний адрес, паспортные данные, имена детей. Человек становится мишенью для травли и проходит через описанный выше сценарий. И это не просто оскорбительный комментарий или нападки оппонентов на форуме, сегодня - это реальная угроза физической безопасности.
Но и опасность онлайн агрессии тоже не стоит недооценивать. В 2015 году Моника Левински, пожалуй, первая жертва кибербуллинга, высказалась о том, через что ей пришлось пройти после секс-скандала с Биллом Клинтоном: мысли о суициде, десятилетнее затворничество, испорченная репутация, которая не позволила ей даже найти работу. Сегодня она сама помогает людям справиться с травлей в сети, но получается это далеко не у всех. Аманда Тодд - 15-летняя школьница из Канады - международный символ жертв детского кибербуллинга - покончила с собой, не пережив оскорблений в сети из-за обнаженной фотографии. Такие истории, о детях и взрослых, появляются в СМИ регулярно, чаще в иностранных.
Хотя, согласно исследованиям Microsoft, именно в России в эта проблема наиболее масштабна. По данным компании, больше 70% российских пользователей (https://www.itsecexpo.ru/en/blog/microsoft-dci-research-russians-are-20-more-likely-to-face-harassments-on-the-internet) сталкивались с кибербуллингом. Это на 20% чаще, чем в целом по миру. Среди школьников показатель не менее тревожный: 55 % (https://tass.ru/obschestvo/11242357). При этом, дети щедро делятся персональными данными в сети о себе и своей семье: почти 49% указывают номер школы, более 20 процентов постят информацию о родителях, почти каждый десятый отмечает свою геолокацию и публикует номер мобильного телефона (https://kiberbulling.net). В лучшем случае, информацией могут воспользоваться рекламные компании. А если ваши контакты попадут в руки людей, которые хотят вам навредить? Да, агрессора можно добавить в черный список. Но это лишь купирование симптома, но отнюдь не лечение «болезни». Но важно прервать поток обновления информации, данные со временем теряют актуальность, воспользоваться устаревшими данными злоумышленники не смогут, сейчас для этого есть все юридические и технические возможности)).
11 ноября в России считается днем борьбы с кибербуллингом. Дата выбрана неслучайно: 11.11 - символ того, что человек, столкнувшись с угрозами и агрессией, остается с проблемой один на один. И лучшим ее решением будет… просто с ней не сталкиваться. Ведь гораздо проще предотвратить утечку персональных даных, чем в панике менять номера телефонов и место жительства, скрываясь от угроз.
Автор: Анна Хрупина
Ко всем статьям
Вверх